Ковид и похороны в Дагестане

Из-за распространения ковид в Дагестане пришлось изменить сложившиеся веками исламские традиции проведения похорон с участием большого количества людей. Во многих селах действует традиция: где бы выходец из того или иного села ни умер и где бы он ни прожил свою жизнь, хоронить привозят в родное село. Это стало одной из причин завоза в республику ковид из Москвы и других крупных городов. Когда люди начали массово болеть, имамы некоторых сел запретили привозить в родовые села умерших. К примеру, имам села Бутри Магомед Султаниев, ссылаясь на сунны — высказывания Пророка (мир Ему и благословение Всевышнего), – призвал сельчан хоронить там, где умерли.

Похороны — тазияты стали одной из причин стремительного распространения коронавирусной инфекции. Люди на тазиятах массово контактируют. Согласно традиции, каждый, кто приходит на соболезнования, обнимает самых близких умершего и за руку здоровается со всеми, кто пришел на тазият. Это могут быть сотни людей.

Только самые близкие

Первоначально люди не знали или были дезинформированы об угрозе распространения ковид. Во время эпидемии, в апреле и мае текущего года, муфтий республики, шейх Ахмад-Хаджи Абдуллаев и имамы многих мечетей во избежание дальнейшего распространения ковид призвали проводить тазияты с участием минимального количества людей, самых близких, а также людей, которые организуют похороны, проводят  обряды и ритуалы омовения и погребения умершего, читают молитвы. Всем остальным было рекомендовано соболезновать по телефону.

Когда республика находилась на плато  заболеваемости и больницы были переполнены больными вирусной пневмонией, умерших от ковид омывали в отдельных мечетях, где имамы, их помощники были обеспечены всеми необходимыми средствами защиты. В Махачкале это была мечеть возле поста на выезде из города. Но сейчас, хотя заболеваемость пошла на спад, угроза распространения и второй волны остается. И, тем не менее, люди проводят похороны, тазияты как будто и не было ковид, массово здороваются за руку, готовят угощения.

Когда от вирусной пневмонии умер отец чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова Абдулманап, его близкие родственники обратились, чтобы не приходили на тазият. Тем не менее, соболезновать лично пришли тысячи людей.

Как проходят похороны

Напомним, на соболезнования ходят в течение трех дней. В день два раза читают коллективную молитву кулху. Как в погребении, так и в чтении коллективной молитвы участвует большое количество людей. Конечно есть различия с учетом исламских традиций, адатов того или иного села. В проведение похоронных обрядов и ритуалов могут внести коррективы в зависимости о того, какого течения в исламе придерживаются близкие.
У многих принято раздавать милостыню всем, кто пришел на соболезнования, кормить людей, особенно тех, кто приехал издалека. Для этого жертвуют быком, бараном — в зависимости от возможностей семьи умершего. На сороковой день люди собираются на проведение коллективных молитв кулху или мавлидов, а некоторые и на 52 день.
Надмогильные памятники тоже, в зависимости от традиций, норм, адатов, у одних большие, с множеством надписей, рисунков, узоров. У других — маленькие и неприметные.
Среди средневековых исламских надмогильных памятников встречаются фамильные склепы, мавзолеи, саркофагообразные горизонтальные надмогильные плиты, вертикальные плиты высотой 2 — 3 метра, многие — с головами.

Муса Мусаев

Просмотров: 73

Оставьте первый комментарий на "Ковид и похороны в Дагестане"

Оставить комментарий


*