Об истории таркинских событий

Древнее городище с видом на море, горы и столицу Дагестана.

Из поселка Тарки, расположенного на склоне горы Тарки-Тау, открывается вид на море, центр Махачкалы и его южную окраину. А поднявшись на плато этой горы и прогуливаясь по его длинному обрывистому краю, можно осмотреть всю Махачкалу и ее древний спутник, городище Тарки (древние названия: Тегерком, Таргу, Телреку, Семендер, Анжу).

Сейчас Тарки — один из столичных пригородов. Прогулка по краю обрыва поможет лучше изучить Махачкалу, невооруженным взглядом увидеть некоторые достопримечательности, например Центральную мечеть и т. д.
В древности и в средние века из Тарки открывалась совсем другая панорама. Там где сейчас на 10-15 километров в длину раскинулась Махачкала, древние жители могли видеть приближающегося неприятеля, орды кочевников. Отсюда засекали и контролировали проплывающие мимо местной бухты корабли.
Обойти Тарки-Тау невозможно. За его спиной — очередь прислонившихся друг к другу гор. Они выше плоского Тарки-Тау. Но дело не в высоте: плоскостной верх горы защищен крутыми склонами, которые переходят в отвесные скалы, что делает ее непроходимой. Но гора требует к себе особого внимания, потому что она легла на пути великого переселения народов.

На персональном сайте http://www.crawler.pro/ ласковый политрук подводит оптимистичные итоги «отступающего года», с чем он всех своих подписчиков и поздравляет.   Здесь же можно ознакомиться с планами на будущий год. Политрук ведет здоровый и интересный образ жизни и разрабатывает маркетинговые стратегии для повышения продаж. Большое место в его жизни занимают умные книги. Развивайте вместе с политруком свой вкус к жизни и добивайтесь успеха, читая правильные книги.

Великим народам-переселенцам повезло, что гора легла на их пути не поперек, а вдоль, оставив между собой и береговой линией проход шириной 2-3 километра. Это самое узкое место Прикаспийской низменности Дагестана. Большие народы или армии могли пройти только через каспийский проход. В горах или на черноморском побережье нет такого пространства для беспрепятственного прохождения большой армии или караванов. Сейчас это жизненное пространство кочевников и купцов занимает центр Махачкалы.

Ширина этого участка между береговой линией и горой Тарки-Тау всего 2-3 километра, а длина – 6 километров.
В наши дни на плато горы Тарки-Тау ведут несколько автомобильных дорог. Одна из грунтовок прямо из древней части поселка Тарки заходит в скалы и, петляя, поднимается на плато горы Тарки-Тау, где открывается большая поляна. Это то самое Таркинское плато площадью более 20 квадратных километров, местами оно покрыто лесом. На краю плато, возле спуска в Тарки, стоит недостроенное летнее кафе. Внутри кафе на бетонированной площадке стоит надмогильная плита с оторванной головой, судя по виду, очень старой могилы. Со стороны Махачкалы плато заканчивается невысоким, но длинным обрывом.

С трех сторон подступы к поселению защищают не стены, а пропасть.

Тарки расположен в стене пропасти, там где образовалась огромная яма. Это самое укромное и уютное место. На крутом склоне природа словно специально прорубила нишу в виде гнезда для древних поселенцев.
Попасть в поселок с тыла невозможно: там пропасть, на дне которой находится Тарки.
Отвесные скалы, огибая полукруглой стеной, защищают древнее село с трех сторон. А подступы к полукруглой пропасти над городищем и края Таркинского плато раньше охраняли сторожевые башни шамхальства. С присоединением к России, здесь стояла русская крепость «Бурная». Это на тот случай, если противник сможет подняться на плато и атакует с тыла. Дорога сквозь скалы, соединяющие крепость с селом, тоже была построена после присоединения к России. Сейчас эти скалы защищают поселок только от суровых здешних ветров, от которых и произошло название исчезнувшей крепости «Бурная».
Собственные источники воды обеспечивали автономность Тарки во время длительной осады. Она просачивается сквозь окружающие скалы многочисленными ключами. Воду, по всей видимости, собирает лес, которым покрыты и склоны, и плато. На противоположном от Тарки конце плато — небольшая возвышенность, туповатый пик, высшая точка горы Тарки-Тау. Там, на высоте 740 метров, еще недавно были один большой — посередине — и 2 маленьких — по бокам — шара станции ПВО Минобороны РФ. Но шары тоже куда-то исчезли.

Города-крепости на пути великого переселения народов

В Прикаспийской низменности Дагестана полупустыней проложен единственный через Кавказ путь из Азии в Европу протяженностью примерно 200 километров. Раньше там вести оседлый образ жизни было невозможно. Не было воды, и открытая местность не защищала от набегов так, как защищали горы. Зато эта местность была удобна для массового транзита кочевников.
Местами прикаспийская полупустыня расширяется до 40 километров, где-то сужается до 8 километров.
Лишь в двух местах, на Севере и Юге дагестанского приморья, горы подступают к морю на расстояние примерно 2-3-х километров.
В обоих местах стоят древние города-крепости, контролировавшие эти узкие проходы. На Юге — Дербент, на Севере — Тарки.
Расстояние между Дербентом и Тарки — 130 километров. Эти два города играли стратегическую роль.
По Прикаспийской низменности Дагестана пролегал Великий шелковый путь, отсюда форсировали Кавказ многие завоеватели. Отсюда кочевые народы из Европы, Урала, Алтая, Сибири, Монголии совершали завоевательные походы на развитые государства Азии.
Правители государств, расположенных в этом регионе, чтобы предотвратить бесконечные набеги и для сбора пошлин, перекрывали прикаспийский коридор мощными фортификационными сооружениями. Эти два города всегда были столицами небольших государств, прослужили форпостами государствам-империям.
Прикаспийский коридор на Кавказе в 20-м веке стал утрачивать свое транспортное значение.
В советские времена полупустыня утопала в зелени виноградников, питаемых водой из искусственных каналов. Во время Великой Отечественной войны Прикаспийская низменность могла стать раздольем для немецких танков. Чтобы они не прорвались к бакинской нефти, транзитный путь трудом тружеников тыла был перекрыт тремя противотанковыми рвами. Но немцы не смогли прорваться и к самому побережью Каспия.
Сейчас здесь появилось много населенных пунктов переселившихся горцев. Идет активная и хаотичная застройка Прикаспийской низменности.

Значение города-крепости Дербент

Южное узкое место между горами и морем, где расположен древний Дербент, персы называли ближней «Железной дверью», а укрепления у северного коридора в Тарках – «Дальней дверью».
Владевший регионом Сасанидский Иран с трудом отражал бесконечные набеги кочевников. В 531—579 годах, при шахе Хосрове Ануширване, персы решили построить знаменитые дербентские укрепления, привлекая большое количество мастеров и архитекторов.
Две городские стены Дербента, связанные с цитаделью, защищали не только жителей города, но и полностью перекрывали прикаспийский коридор и всё же не стали панацеей от нашествий кочевников. Одна из фортификаций, названная «Великой кавказской стеной» или «Дагбары», от цитадели «Нарынкала» уходила в горы на сорок километров и упиралась в скалы одного из горных хребтов недалеко от села Хучни. Она состояла из стен высотой примерно 10 метров, цепью связанных сторожевыми башнями. Тем самым полностью исключалась возможность окружения города. Монгольская армия во главе с правой рукой Чингизхана, одноглазым Субудей Багатуром, и другим полководцем Джебе Нойоном в 1221 году не смогла пройти через Дербент. Монголы были вынуждены совершить крюк через горы, потеряв много времени и людей. На взятие одного из высокогорных сел Рича потратили 24 дня, о чем сохранилась надпись на стенном камне средневекового минарета. Через Дагестан монголы проникли в Грузию, затем — в Аланию, поочередно разгромили тридцатитысячные армии этих государств. Затем разведывательная монгольская армия двинулась во владения половцев и южнорусских князей. Их союзные войска были разгромлены на реке Калке в 1223 году.

Возраст Тарки

Кавказ привлекал многие народы, и чтоб остаться здесь, контролировать стратегически важные сухой и морской транзиты, они пытались закрепиться в Дербенте и Тарки.
В этих укрепленных городах завоеватели оставляли гарнизоны и верных наместников из своих сородичей. Тарки, как и Дербент, был форпостом Персии, Арабского халифата, Кавказской Албании, Хазарского каганата, Золотой Орды, Османской империи. А с 19 века является южным форпостом России.
Основываясь на разных источниках, одни ученные дают Тарки 7 тысяч лет, другие — 5 или 3 тысячи лет. В 1660 году в Тарках немецким ученым была обнаружена клинописная надпись на камне, которую в своей книге «Северная и восточная Тартария» опубликовал голландский географ Николай Витсен. В 1722 году сопровождавший Петра I во время Каспийского похода Д. Кантемир зарисовал эту надпись.
Бюрнуф на основе древнеперсидской клинописи расшифровал первые 5 знаков как «Арашакид», что дало повод для заключения о принадлежности клинописи одному из армянских Аршакидов, победившему хазар «в самой отчизне их». Но эта расшифровка кажется неправдоподобной. Клинопись – это древнеперсидская письменность на камне, которая получила распространение еще при династии ахеменидов, примерно 6-4 век до нашей эры. Тарки был северным форпостом Персидской империи при царе Дарии, которого победил Александр Македонский. А Хазарский каганат существовал в 6-10 веках нашей эры.
Некоторые источники приписывают персидскому шаху Хосрову из династии сасанидов в 5 веке нашей эры строительство крепости не только в Дербенте, но и в городе Семендер, это древнее название Тарки.

Тарки (Семендер) — столица Хазарского каганата

Позже город стал столицей кочевого государства гуннов. «Дальние ворота» персов стали именоваться гуннскими воротами. Затем стал столицей могущественного оседло-кочевого государства Хазарский каганат. Гунны и кочевой корень хазар — это те самые кочевники, чей натиск не могли сдерживать персы и кавказские автохтоны армяне, кавказские албанцы и иберы.
Хазары сформировались в результате взаимодействия трёх этнических компонентов — местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён. По первой версии, хазары — потомки гуннского племени акацир, известного в Европе с V века. По второй версии, из китайских источников, – имеют уйгурское происхождение.
Третья версия склоняется к тому, что хазары — это потомки эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран).
Возможно, Хазары — это этнический и религиозный синтез, результат племенного союза, образованного огуррами, савирами и, на завершающем этапе, алтайскими тюрками.
Хазарский Каганат со столицей в Тарках (Семендер) к концу VII века прочно контролировал прикаспийский транзит через Кавказ в большую часть степного Крыма, Приазовья и Северного Кавказа. Неясно, как далеко простирался их контроль над степями к востоку от Волги.
Хазарская гегемония остановила непрерывный поток кочевников и их набеги на земли руссов, славян, половцев, стран Восточной Европы.
Однако экспансия хазар на Закавказье натолкнулась здесь на встречный натиск, когда на месте Сасанидского Ирана возник Арабский халифат. В 653 году его войска оккупировали Армению, Грузию и Албанию, после чего вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер. Столкновение закончилось разгромом арабского войска и гибелью его предводителя Салмана ибн Раби. В союзе с Византией Хазарский каганат противостоял экспансии на Север Арабского халифата. Каганат сдерживал натиск арабов через Кавказ на земли Киевской Руси. Прикаспийская низменность стала театром арабо-хазарских военных действий.
В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад (будущий халиф) во главе 120-тысячной армии внезапно вторгся в Хазарию одновременно через Дербент и Дарьял. Войска взяли штурмом хазарскую столицу Тарки (Семендер), после чего стали преследовать кагана, который отступал вглубь своих владений.
После чего столицей Хазарии стал город Итиль в Поволжье
В Хазарский каганат входили кочевые и оседлые народы, где первоначально исповедовалось язычество, потом, с приходом из Персии евреев, язычество мирно сосуществовало с иудаизмом. Как в самом городе Тарки, так и на других территориях также культивировались ислам и христианство. А в 9 веке начался закат каганата. В 10 веке дружиной Святослава были взяты и разрушены Итиль и Семендер.

Описания Тарки древними летописцами

В Тарки тоже были возведены фортификационные сооружения, перекрывающие северный прикаспийский коридор, хотя и не такие мощные, как в Дербенте. Сохранились описания о Тарки персидских, армянских, еврейских, арабских, византийских, европейских и русских путешественников, купцов, писателей разных времен. Но не сохранилось то, что ими описывалось, – резиденция шамхалов, дворцы знатных людей с бассейнами и фонтанами, фруктовые сады, караван-сараи, мельницы, мощные крепостные стены, защищавшие город и перекрывавшие коридор.
На протяжении 2 тысяч лет город десятки раз был завоеван, разрушался и заново отстраивался.
Тарки завоевывал арабский полководец Мерван, русский князь Святослав, внук Чингисхана хан Батый, кайтагский уцмий, великий полководец Тамерлан. Несколько раз подвергался разрушению русскими войсками (1594,1604, 1725, 1831).
О древности поселения напоминает лишь огромное количество могил разного возраста. Еврейских и православных могил почти не осталось. Многие мусульманские могилы тоже разрушаются в результате застройки и хозяйственной деятельности. Кладбище расположено с южной и северной стороны поселка, а также в древней части поселения. Старые могилы соседствуют с жилыми домами. Надгробные плиты, напоминающие человеческие силуэты, смотрят отовсюду, стоят на обочинах поселковых улиц.
В период Хазарского каганата город был многоконфессиональным, а после нашествия Тимура, который сам принял ислам и распространял веру мечом, в Тарках окончательно утвердился ислам.

Тарки — столица шамхальства Тарковского

C конца XVI века по 1867 год город Тарки был столицей самого большого в Дагестане княжества — Тарковского шамхальства, где правила династия (шейхулов). Тогда местоположение города обозначалось как перекрёсток путей из Ирана на Северный Кавказ (до Азова и Тамани) и в Поволжье (Астрахань). Крупный по тем временам город с пристанью и крупным торговым центром.
В 17-18 веке он известен как средневековый город со всеми атрибутами мусульманского востока. В тот период там проживало 3700 человек. Город был разбит на кварталы. Дома ремесленников и торговцев (савдагаров) в Тарках ступенями уходили вверх. Наверху, у подножья скал, находились дома местной знати, и на самом верху — дворец шамхалов. В городе были развиты кустарничество и мануфактуры, изготавливали панцири, сабли, луки, деревянные пушки.
Так, по сведениям астраханского посадского человека, бежавшего, в апреле 1725 года из Тарков, во время выступления Адильгирея против России в войске шамхала имелась артиллерия из 100 пушек.
И. Попко сообщал, что в Кабардах и Кумыках были лучшие мастера-оружейники, седельники и серебряники. Широко была распространена торговля. Сюда привозили товары из Ирана, Закавказья, Северного Кавказа и России. Тарки был центром и внутридагестанской торговли. В 1672 году «…тарковский торговый человек Багатай Черючеев повез из Астрахани в Тарки 68 юфтей кож красных». А в 18 веке в Тарках начали появляться торговые ряды русских и армянских купцов. Таркинские савдогары со своими товарами ездили в Турцию, Крым, Персию, Закавказье, русские города Кизляр, Астрахань, Ярославль, Москву. В 1621, 1623 и 1627 гг. «…в Москву приезжал купчина Ильдара Тарковского с большими партиями товаров». По словам И. Гербера, некоторые таркинцы имели купечество в Персии. Продавали лошадей лучших пород, красивых невольниц и т. д. Большинство жителей города Тарки были кумыки, но, по сведениям путешественников, были и дагестанские горцы, коих тогда называли лезгинами.

Современники XVII-XVIII веков — о роли шамхальства Тарковского

Русское правительство, турецкие султаны и иранские шахи в течение XVII-XVIII вв. усиленно старались перетянуть шамхалов на свою сторону.
И. Г. Гербера писал, что шамхалы «…изстари великую власть и чрезмеру великую волю и привилегии имели.
При дворе шаховом шамхалы были всегда в великом почтении, также получали они из России часто немалых подарков для имения с ними доброго соседства».
П. Г. Бутков писал, что шамхал «…как прежде, так и теперь, есть вторая особа по своему могуществу во всей Ирании».
Такого же мнения придерживался и С. Броневский, который сообщает, что «достоинство шамхальское есть важнейшее в Дагестане, а в областях, заключающихся между Тереком и Курою, почиталось вторым после царя Грузинского».
Не случайно в XVIII в. шамхалы тарковские в грамотах от русского правительства именовались «тарковскими, бойнацкими и всего Дагестана владетелями». И хотя реально шамхалы не являлись владетелями всего Дагестана, но данный титул свидетельствует о большом весе шамхалов в политической жизни Дагестана.
В рассматриваемый нами период шамхальство включало в себя равнинную территорию Прикаспия к Югу от реки Сулак до речки Оросой-Булак. В его владениях находилась и часть предгорья Дагестана. Оно состояло из столицы шамхальства – города Тарки, двадцати четырех кумыкских селений, а также двадцати четырех ногайских аулов. Правда, часть территории шамхальства составляли бийлики: Бойнакский, Карабудахкентский, Баматулинский, Эрпелинский, Утамышский (он находился то под влиянием шамхалов, то под влиянием кайтагских уцмиев) и другие. Помимо этого, в нагорном Дагестане имелись общества, в той или иной мере зависимые от шамхалов. Главной обязанностью этих обществ, по договору с шамхалом, было оказание воинской помощи на случай войны.
Верховными правителями Тарковского владения были шамхалы, по мнению ряда исследователей, – выходцы из древнего рода, утвердившегося в Дагестане со времен арабского завоевания. Передача шамхальского достоинства происходила не по прямой линии (от отца к сыну), а давалась старшему в роду. Шамхалы выбирались на собраниях князей, мурз и “лучших” людей Кумыкской земли. Одновременно с шамхалом выбирался крым-шамхал, которым чаще всего становился представитель владетелей Бойнака.

Версии происхождений династии Тарковских шамхалов

Многие годы изучением родословной и происхождения династии шамхалов Тарковских, исследованиями истории Хазарского каганата занимался кандидат философских наук, бывший главный редактор газеты «Елдаш» Камиль Алиев. «Елдаш» издается на кумыкском языке. Он издает научные книги, основанные на архивных данных России, Турции и Ирана.
Алиев является представителем таркинских кумыков, исторически проживающих в поселениях Тарки, Кяхулай и Альбуркен. По его словам, существуют три версии происхождения династии Тарковских шамхалов.
Одну из версий происхождения — от священного арабского рода курайшитов, ответвления дяди пророка Мухаммада — Камиль Алиев опровергает.
Версия гласит, что династия из рода курайшитов сначала утвердилась в Дербенте, а потом для лучшего контроля и распространения ислама одна из резиденций арабских наместников перебазировалась в горное село Кумух, где в последствии образовалось Казикумухское ханство или шамхальство. Затем шамхалы из Кумуха перенесли свою резиденцию в Тарки.
По второй версии, Тарковские шамхалы избирались из правящего сословия кипчаков Хазарского каганата, предков нынешних кумыков. Титул шамхала носил один из заместителей кагана. Третья версия, которой придерживается Камиль Алиев, – шамхалы — это ответвление рода чингизидов. В 1238 году внук Чингисхана хан Батый сверг местного правителя и вместо него назначил наместником своего родственника.
Но нельзя сказать, что правящая династия была чисто монгольских кровей, поскольку в процессе многовековой брачной дипломатии, проводимой шамхальством, сыновья и дочери шамхалов заключали браки с представителями правящих семей Кайтагского уцмийства, Аварского ханства, Табасаранских майсумов, грузинских и кабардинских князей и т. д.
Во время пребывания Петра I в Дагестане шамхал Адильгирей Тарковский, принявший русское подданство и оказывавший русским услуги еще во время похода в 1792 году, отдал русскому государю в почетные заложники (аманаты) своего сына Гамзат-Бека. Возможно, он, женившись на христианке и приняв православие, стал родоначальником русской ветви Тарковских. В их роду известны поэт Арсений и Андрей, его сын — режиссер, Тарковские. Камил Алиев в конце 70-х годов беседовал с Арсением Тарковским, который подтвердил, что его предки — из правящей династии шамхалов.
В пользу этой версии говорит то, что Гамзат-Бек не мог вернуться в свою семью. Его отец Адильгирей после смерти Петра Великого перешел на сторону Персии и атаковал русские города Терки и Кизляр. После чего Тарки был взят русскими, сам Адильгерей — пленен и отправлен в Колу, где и умер.
В 1849 году Николай I возвел в княжеское достоинство генерал-лейтенанта своей службы, шамхала Абу-Мусселим-Хана, с тем, чтобы он именовался князем Тарковским, и чтобы достоинство и титул переходили наследственно старшему из потомков в мужском поле по прямой линии по праву первородства. Абу-Мусселим-Хан, праправнук вступившего в русское подданство шамхала Муртаза-Али (1786 г.), отец Мусселима шамхал Сулейман-Мирза, был тайным советником русской службы, дед Мегди Мугаммад имел чин генерал-лейтенанта.
А прапрадед Муртаза-Али был сыном Каспулата, которого сделал кумыкским князем и владетелем буйнакским и вали дагестанским шах Персии Надир в период, когда в 1735 году императрица Анна уступила Персии завоевания Петра Великого. Окончательно Тарковское шамхальство было присоединено к России в 1813 году по Гюлистанскому мирному договору.

Махачкала (Анжи)

Недалеко от Тарки, на берегу Каспия, первый русский император после Каспийского похода заложил порт. И впоследствии здесь образовался город Порт-Петровск.
А с утверждением советской власти большевики дали городу имя революционера Махача Дахадаева. Махачкала стала столицей и самым большим городом в Дагестане. Но столица Дагестана устроена так, как велит ей местный ландшафт. От моря дома вплотную приблизились к склонам горы Тарки-Тау. Некоторые частные дома самовольно карабкаются по охраняемой территории – склонам горы. Дальше дома не строят не потому, что закон суров. Дальше — отвесные скалы и густой лес из карликовых деревьев.
Махачкале некуда шириться: с одной стороны море, с другой — Тарки-Тау. Поэтому столица и растет в длину.
Древнее название города — Тарки, Анжу — сейчас закрепилось за Махачкалой как второе, исконное обозначение столицы. Неформально многие Махачкалу называют Анжи. Именем древней столицы назван и дагестанский футбольный клуб премьер-лиги «Анжи».

Муса Мусаев

Просмотров: 414

Оставьте первый комментарий на "Об истории таркинских событий"

Оставить комментарий


*