Свое производство бензина губят налогами, а импортировать не дают

В прошлом году правительство сделало нерентабельной нефтеперерабатывающую отрасль, обложив ее налогами. Россия стала еще более зависима от импортного бензина. В этом году после падения цен на нефть топливо во всем мире подешевело, но не в России. Чтобы удержать высокие цены на бензин, правительство РФ с апреля 2020 г. вводит эмбарго на импорт дешевого бензина. По словам главы Минэнерго, цены будут расти только в пределах инфляции. Но, наложив запрет на импорт, правительство искусственно создает дефицит бензина, что, естественно, приведет к серьезному росту цен на топливо. Это очень некстати сейчас, в период посевной кампании.

Российское правительство вводит эмбарго на импорт подешевевшего бензина с апреля и минимум до конца текущего года. Глава Минэнерго Александр Новак в интервью телеканалу «Россия 1» назвал такую меру (полный запрет импорта бензина) хоть и «нерыночной», но «вынужденной». По его мнению, эмбарго сохранит нашу нефтеперерабатывающую отрасль и рабочие места. Решение правительства, по данным РБК, принято по инициативе Александра Новака и вице-премьера правительства Юрия Борисова.

Президент независимого топливного союза Дмитрий Гусев решение правительства считает правильной антикризисной мерой. Импорт дешевого бензина, по его мнению, убьет отечественные НПЗ. По логике Гусева, принимающие непопулярное среди водителей решение, Новак и Борисов спасают отечественные НПЗ, заботятся о рабочих местах и вообще – патриоты страны.

Но высокие цены на нефтепродукты, которые, по словам Новака, будут продолжать расти на уровне инфляции, спровоцируют рост цен на другие товары и услуги. Цена на топливо в себестоимости практически всей сельскохозяйственной продукции. Дешевые бензин и солярка могли бы стать серьезным подспорьем для посевной кампании, сдержали бы рост цен на товары и транспортные услуги.

Отечественные НПЗ убивает не импорт бензина, а большие налоги и фискальная политика государства. Проворачивая так называемый «налоговый маневр», выходит, правительство действовало в интересах других нефтяных стран, которые активно наращивают переработку, нефтехимию, газохимию. Суть налогового маневра всем известна. Постепенное снижение в течение пяти лет экспортных пошлин на сырую нефть и повышение налога на добычу полезных ископаемых. Тем самым правительство стимулирует экспорт сырой нефти, повышая зависимость от импортного бензина. Переработка нефти внутри страны при таких налогах становится просто нерентабельной. Получается, Новак заботу об отечественных НПЗ проявляет только на словах. На деле все наоборот.

Эксперт Михаил Делягин в интервью “Независимой”  ровно год назад заявлял, что «правительство прилагает титанические, колоссальные усилия по расчистке российского рынка для глобальных корпораций. Для того чтобы здесь не было нефтехимии, не было нефтепереработки и т.д.».  Цене бензина три четверти – это налоги.

Наглядный пример – ситуация вокруг проекта Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК). Как уже писала “НГ”, «Роснефть» прекратила разработку проекта, который предполагал строительство НПЗ и нефтехимического комплекса в Приморье. Но фискальные действия Минфина не позволяют проекту ВНХК достичь уровня рентабельности аналогичных нефтехимических проектов, реализуемых в США и на Ближнем Востоке.

И можно смело утверждать, что пресловутый налоговый манёвр погубил перспективный проект.  В Минфине, похоже, не собираются помогать отрасли, предпочитая вводить все новые схемы налогообложения нефтяников. С 1 января прошлого года в полтора раза увеличили налоговую нагрузку на нефтепереработку. Сюда вошло всё: и налог на добычу полезных ископаемых, то есть налоговый манёвр, и повышение акцизов в полтора раза, и рост НДС, и рост тарифов на перевозку и бензина, и, естественно, сырой нефти – все вместе. Все вместе сделало все нефтеперерабатывающие заводы в России нерентабельными. Все 37 крупных заводов и все 22 мелких нефтеперерабатывающих завода – все стали убыточными».

Конкуренция на мировом нефтяном рынке растет. Появилась четкая тройка лидеров – это США, Россия и Саудовская Аравия, причем США уже выходят на первое место. В этой конкурентной борьбе Россия, похоже, может проиграть и потерять даже второе место.

Муса Мусаев

Просмотров: 109

Оставьте первый комментарий на "Свое производство бензина губят налогами, а импортировать не дают"

Оставить комментарий


*