Артем Здунов: Если экономику вывести из тени, она не перестанет быть экономной

Фото:dagjournal.ru

Частное предпринимательство ждет честных правил от власти. Борьбу с теневой экономикой нужно начинать не с сапожников, а олигархов из топливно-энергетического комплекса, скрывающих свои доходы в заграничных оффшорах. Подводя итоги деятельности правительства РД, Артем Здунов назвал отрасли, которые по-прежнему находятся в тени. Некоторые сектора строительства, производства обуви, кожаных изделий, производство мебели, оптовая и розничная торговля. А почему другие сектора экономики не назвали?

Например, транспортная отрасль, перевозка пассажиров. Внутригородские пассажирские перевозки, между городами и селами, рейсы в другие города. Они платят дань или налоги? Проблему вывода из тени нужно решать  не полицейскими методами. Судя по некоторым совещаниям,  чиновники создают негативный образ. Как будто нелегалы — это преступники, которых надо ловить и наказывать. Хотя, зачастую сами контролирующие органы кормятся на этих нелегалах. Людям в галстуках и мундирах не выгодно выведение бизнесменов из тени.

Чтобы решать проблему, надо в первую очередь давать правильную формулировку.

В тени находятся бизнесмены, которые вместо налогов платят дань. Например, водители маршруток в Махачкале платят дань за право ездить по городским маршрутам от 6 до 10 тысяч рублей в месяц. За эту сумму они получают так называемый путевой лист, дающий право работать. Фирмы, выдающие путевые листы, это не транспортные компании, а просто «крыша», которая собирает дань. Почему фиктивные фирмочки без своего парка, ремонтной базы выигрывают конкурсы? Они собирают  с водителей, которые работают на своих машинах, десятки миллионов рублей ежемесячно. Они забирают у водителей все: пенсию, страховые выплаты на лечение, отпускные, время отдыха, налоги, деньги на амортизацию, на обновление автомобилей. Платят такие деньги и взамен — ничего, только право работать по 12-14 часов в сутки.

Фирмочки делятся с сотрудниками ГИБДД, администрациями городов, другими контролирующими органами. Водителей без путевого листа задерживают сотрудники ДПС. Другие структуры препятствуют получению правового статуса ИП и участию в конкурсах. Кому платят дань водители автобусов, совершающие рейсы в Москву, Пятигорск, Сочи, Ставрополь? Все эти нелегальные перевозки, когда пассажирам не дают чеки за приобретенные билеты или просто собирают с них наличные, «крышуются» чиновниками разных ведомств.

И второе, в тени находятся не только мелкие предприниматели, но и крупные предприятия. Почему никто не говорит, какова налоговая отдача от Махачкалинского морского торгового порта, Махачкалинского аэропорта, Каспийского завода листового стекла, подразделений и дочек нефтяных, газовых, энергокомпаний. В Дагестане добывают газ и нефть, и есть неосвоенные запасы. А налогов нет. Энергокомпании при ежегодном росте тарифов показывают убытки. Сотрудники этих компаний воруют электричество, газ, нефть для подпитки теневой экономики. Может, с них надо начать борьбу с теневой экономикой. Если “нелегалы” не будут потреблять ворованную электроэнергию и газ, они не смогут работать.

Многие предприятия платят либо в Москву, например, Кизлярский коньячный завод, либо скрывают свои доходы, показывая убытки и мизерную прибыль. При строительстве Каспийского завода листового стекла из бюджета были выделены деньги на подготовку проектно-сметной документации, выделили огромный земельный участок, за счет бюджета подвели железную дорогу, газ, построили подстанцию. Как только завод вышел на проектную мощность, объявил себя банкротом. Якобы понес убытки из-за обвала рубля в 2014 году. Кредит ВЭБа был предоставлен в долларах, которые подорожали в два раза. Прошло почти пять лет, завод экспортирует продукцию в ряд стран за валюту. Но финансовое оздоровление предприятию видимо не грозит. Прошло почти пять лет, как завод работает, но не может платить налоги. И недавно завод инициировал продление своего банкротства.

И еще Артем Здунов не затронул налог на транспорт с автомобилей премиум-класса. Какова налоговая отдача от владельцев дорогих автомобилей? Еще один источник — налоги на землю и имущество. Владельцы особняков будут оплачивать налоги за свет, газ и земельные угодья, которые используются крайне неэффективно?

Увы, пока власть не может создать понятный, прозрачный, выгодный налоговый режим для реального сектора. А если налоговая политика хромает или сводится к «крышеванию», дешевых кредитов нет, о каком развитии экономики можно говорить?

Муса Мусаев

 

Просмотров: 292

Оставьте первый комментарий на "Артем Здунов: Если экономику вывести из тени, она не перестанет быть экономной"

Оставить комментарий


*