Сход жителей пригородных поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент спровоцировал на взаимную жесткую риторику лиц, называющих себя прямыми потомками династии нуцалханов аварских и шамхалов тарковских. Взаимная критика прозвучала в тот же субботний день, когда по социальным сетям мгновенно разошелся видеоролик схода.
От себя добавлю, между шамхалами и нуцалами не было такой вражды, которую продемонстрировали наши современники, называющие себя их прямыми потомками. Более того, эти династии были связаны родственными узами, женили своих сыновей и выдавали замуж дочерей. И если наши одиозные современники действительно прямые потомки, то вполне могут быть и родственниками.
Шамхалы и нуцалы также вместе принимали решения в военно-политическом органе федеративного или конфедеративного союзного государства, куда входили и представители других княжеств, а также вольных обществ.
Националистические высказывания на субботнем сходе прокомментировали многие общественные деятели. Одни подливают масло в огонь, другие, наоборот, успокаивают. Глава Советского района Махачкалы Пахрудин Залибеков, который сам является жителем посёлка Тарки, призвал не выносить на митинги вопросы, легко решаемые в рабочем порядке.
Видеоролик схода так мгновенно разошелся, потому что выступающий сделал достаточно резкие националистические заявления. Он со всей прямотой заявил, что жители Тарки, Кяхулая и Альбурикента не разрешают ни одной нации проводить на склоне горы Тарки-Тау свои конференции. Со слов оратора, поводом для схода стала отчетно-выборная конференция, которую провели представители молодежной организации Шамильского района.
Напомним, посёлки Тарки, Кяхулай и Альбурикент находятся в черте города Махачкалы. А земли на склонах горы Тарки-Тау, у подножия которого раскинулась столица, являются поселковыми. Исторически в трех указанных поселках проживают преимущественно кумыки, но из-за близости к миллионному городу и купли – продажи домов, планов, эти посёлки стали интернациональными. Жители города на склоне горы часто проводят массовые мероприятия, школьники, студенты ходят на экскурсии. Жители поселков ранее возмущались из-за мусора, который оставляют отдыхающие там люди. Мусорят и сами жители поселков.
Чем была вызвана такая агрессивная националистическая риторика на этот раз, история умалчивает. Мусор после себя представители молодежи Шамильского района не оставили и не давали никакого повода для протестной акции. Претензии по поводу приготовления плова, проведения конференции и спортивных состязаний кажутся странными.
Некоторые СМИ в заявлениях, внесших разлад в дружбу народов Дагестана, увидели политическую подоплёку. Был ли истинной причиной плов, многие сомневаются.
Тарки – очень древний населённый пункт. Там был обнаружен камень с древнеперсидской клинописью. Камень не сохранился, но клинопись срисовал секретарь Петра I во время его Каспийского похода. Во времена царя Дария из династии Ахаменидов Тарки назвали дальними северными воротами Персидской империи. Здесь была крепость, защищавшая границы империи от постоянных нашествий кочевников.
Воротами называли, потому что это стратегически важный узкий проход между морем и горами, соединяющий Азию и Европу. Позже они стали называться гуннскими воротами. Видимо, воинственные гунны потеснили Персию, ослабленную нашествием Александра Македонского.
Позже, во времена Хазарского каганата, ее называют Семендером. Наряду с Беленджером упоминается как одна из столиц Каганата. А в раннее и позднее средневековье здесь была резиденция шамхалов, и она получила нынешнее название Тарки, Торгу. Но в наше время из-за хаотичной застройки Тарки утратил свою историческую ценность. О древности Тарки говорит и большое количество могил, которые, к сожалению, тоже уничтожаются для высвобождения территории под строительство домов.
По описаниям путешественников 17-18 веков, в Тарки проживало около 20 тысяч человек. Этнический состав один из них определяет как 80 % татар, 20% лезгин. Лезгинами называли всех горцев, а татарами в том числе и кумыков. Упоминаются и другие народы – ногайцы, евреи…
Муса Мусаев
Странно! Все источники которые встречал указывали на моноэтническую принадлежность тарки более того многие кто того большая часть называла коренное население не татарами а конкретно кумыками.
Уважаемый читатель, обоснуйте свою позицию в более веской форме.
Уважаемый автор, почему вы несёте расплывчитаю информацию о национальной принадлежности тарки ? Гунны персы и т д, уверен вы владеете информацией о автохтонности тюрского населения на Кавказе, почему вы не намеренно сделали акцент на Тарки, затронули историю древнейшего поселения кумыкской плоскости?