Послесловие по поводу перезахоронения останков наиба Хаджи-Мурата

Дискредитация церемонии захоронения превратилось в охаивание истории Дагестана

Захоронение останков наиба Хаджи-Мурата вызвало широкий общественный резонанс, массу негативных и позитивных откликов. Многие пользователи социальных сетей, в основном бюджетополучатели в виде грантов и зарплат, как по команде «фас!» устроили травлю участников церемонии захоронения. В частности, в анонимных аккаунтах появились оскорбительные и клеветнические посты в адрес одного из участников церемонии захоронения, бывшего начальника межрайонного ОМВД «Кизилюртовский» Асхабали Заирбекова — офицера, который руководил многими спецоперациями и не раз смотрел смерти в глаза. 

Он известен в Дагестане как один из ярых врагов бандподполья, заочно приговорённый ими к смерти. На его жизнь  неоднократно покушались. Хвала Всевышнему, чудом остался жив, когда взрыв раздался в его рабочем кабинете.

В одной из спецопераций полковник в результате взрыва был контужен. Он руководил успешными операциями по нейтрализации членов кизилюртовской бандгруппы за пределами района.  Открыто, в прямом эфире вызывал лидеров бандподполья на встречу без оружия и разобраться по-мужски.  Он прошёл разные испытания Всевышнего, в том числе и уголовное преследование.  Ростовский военный суд его полностью оправдал. И это совершенно справедливо. Будут ли патриоты России служить в органах, если боевого офицера с наградами посадят на основе показаний единственного «свидетеля», признанного научными учреждениями недееспособным?

Судя по многим комментариям, кажется, самыми гнусными  оскорблениями хотели выделиться именно невежественные люди, скрывающие сущность за анонимными никами.  Они хотят выделиться, показать, что не зря допущены к бюджетному корыту.

Разве верующие люди будут в священный месяц Рамадан соревноваться в оскорблениях и в сквернословии, когда имамы во всех проповедях призывали к терпению, милосердию, любви к ближнему? Возникают сомнения: есть ли у этих людей иман.

Многие возмущены, почему останки Хаджи-Мурата привезли на родину скрытно. Я тоже задавался этим вопросом. Но сейчас для меня становится очевидным: в случае заблаговременного объявления о захоронении останков, повторилась бы история, как и с черепом. Противники попытались бы всеми своими возможностями воспрепятствовать этому.

Даже постфактум вывоза останков с территории Азербайджана они препятствовали проведению церемонии захоронения, провели массовую информационную кампанию, пытаясь всячески дискредитировать организаторов мероприятия. В итоге эта кампания превратилась в оплёвывание истории. Одни охаивают Хаджи-Мурата, называя его разбойником и предателем, другие — имама Шамиля. В целом это напоминало информационную атаку на прошлое Дагестана, мол, бандиты и дикари все. Поэтому, дескать, не заслуживает погребения по Шариату.

Если бы именно дагестанские политики не препятствовали, череп Хаджи-Мурата был бы давно передан потомкам и предан родной земле. В Азербайджане, как мы видим, с пониманием отнеслись к вывозу останков. Только после возможных возмущённых звонков дагестанских противников возвращения останков один из местных, кахских депутатов сделал неоднозначное заявление.

Почему некоторые крупные дагестанские чиновники препятствуют возвращению черепа и останков Хаджи-Мурата? Потому что инициатором возвращения черепа изначально был независимый политик, депутат Государственной думы Гажимурад Омаров. В частности, бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Спецпредставитель России в странах Организации исламского сотрудничества не скрывал своё необъяснимое негативное отношение к политику.

Все мы помним  нашумевшую историю, когда Абдулатипов был главой Дагестана, а Омаров выдвигался депутатом.

На Омарова напали госслужащие и люди из службы охраны Белого дома во время конференции по выдвижению делегатов на съезд партии «Справедливая Россия». Полицейские просто наблюдали, как толпа избивает нескольких человек.  Потом, подключив свой административный ресурс, Абдулатипов добился, чтоб Омаров не выдвигался от Дагестана. После отставки с  поста главы Дагестана, когда, будучи депутатом от Башкортостана, Омаров снова поднял вопрос возвращения черепа, Абдулатипов, выступая в эфире НСН, сказал: » Это не дело Гаджимурада Омарова, тем более, он не представляет Дагестан».Мол, этим должны заниматься другие люди с подключением муфтия республики.

В таком случае возникает вопрос: если это не дело Омарова, почему он, будучи главой Дагестана, имея огромные аппаратные возможности, не добился возвращения черепа?

Гаджимурад преследует простую и понятную цель — похоронить, в конце концов, великого хунзахца и великого дагестанца Хаджи-Мурата. Он не заслужил участи — быть музейным экспонатом.

Возможно, люди из большой свиты Рамазана Абдулатипова, сохранившие должности и имеющие выход на Владимира Васильева, преподнесли Гаджимурада Омарова и его инициативу как угрозу. Для Васильева и его команды эта церемония захоронения останков стала бы отличной пиар-акцией. Его авторитет в глазах дагестанцев безусловно поднялся бы.  И ничего страшного не случилось бы, если бы наряду с муфтием, другими политиками в этой церемонии принял участие и Гаджимурад Омаров, уроженец Хунзахского района. Но в стремлении отстранить от этого процесса Омарова сохранившие должности назначенцы Абдулатипова, возможно, убедили первых лиц в нежелательности поддержки этой церемонии. Поэтому мощь административного ресурса и бюджетных СМИ была брошена на дискредитацию церемонии перезахоронения останков наиба Хаджи-Мурата, на охаивание Гаджимурада Омарова и других авторитетных хунзахцев, на очернение светлой народной памяти о Хаджи-Мурате — исторической личности, герое Кавказской войны. Он — главный положительный герой захватывающего художественного произведения, написанного великим русским писателем Львом Толстым на основе кропотливо собранных исторических фактов.

Как я понял, организаторами церемонии перезахоронения являются потомки Хаджи-Мурата из селения Цельмес, Батлаич, неформальный актив из авторитетных жителей Хунзахского плато. В этот священный месяц Рамадан они приняли решение предать земле останки по нормам Шариата на своей родине.

Среди множества укоров, организаторов перезахоронения клеймят позором, обвиняя в краже останков. Потомок Хаджи-Мурата Магомедарип Гаджимурадов благодарил всех, кто пришел на перезахоронение, в том числе и Гаджимурада Омарова за участие в церемонии. Он и ранее поддерживал усилия Омарова по возвращению останков.

Многие пишут о нарушении норм Шариата, не допускающего перезахоронения останков.  Известный и уважаемый историк Патимат Тахнаева подчеркивает на своей странице в Фейсбук: убитый Хаджи-Мурат не был похоронен, его просто закопали. Сейчас, наконец, его похоронили. Историческое событие состоялось.  Воля самого Хаджи-Мурата, его потомков и всех жителей Дагестана, кому дорога светлая память великого героя, исполнена.

Муса Мусаев

Просмотров: 460

Оставьте первый комментарий на "Послесловие по поводу перезахоронения останков наиба Хаджи-Мурата"

Оставить комментарий


*