Хизри Абакаров купил останки “Каспийского монстра”, которые могут стать зрелищем для туристов

В Дагестанском городе Каспийске в восьмидесятых годах собирали и испытывали  военные экранопланы.  Однако после конверсии проект создания кораблей будущего поколения был закрыт.  В  девяностых годах   вышло постановление  Правительства РФ об утилизации   военных  экранопланов, аналогов которым в мире нет.  Их  планировалось  пустить  на металлом.

В 1972 году в Каспийске  был построен филиал завода “Волга”. Из Нижнего Новгорода поставляли  детали, узлы и производили сборку.  Группа ученых во главе с генеральным  конструктором,  лауреатом Ленинской премии, академиком  Ростиславом  Алексеевым работала над созданием скоростных морских судов на подводных крыльях. Частично  цель повышения скорости  была достигнута созданием судов на снижающих сопротивление воды воздушных подушках, которые разгонялись со скоростью 110 км в час. Дальнейшие научные разработки в этом направлении привели к созданию кораблей класса “земля-воздух-вода”.

 

Ростислав Алексеев открыл секрет экранного эффекта, который позволяет   значительно увеличить  подъемную силу крыла, а также  снизить  его аэродинамическое сопротивление при полете над ровной поверхностью (экраном) на высоте, соразмерной с хордой крыла. Было доказано,  что подъемная сила крыла растет тем больше, чем ближе крыло к ровной поверхности, морской глади, например. Воздушная масса между водной гладью, которую ученые называли экраном, и экранопланом благодаря массе и скорости  уплотняется, образуя  так  называемую  воздушную  подушку.  Плотная воздушная масса увеличивает грузоподъемность, не увеличивая расход топлива. Крылатые корабли оказались самыми быстроходными, потому что решили проблему сопротивления воды. В отличие от судов на воздушных подушках, экранопланы не соприкасаются с водой. Оторвавшись от  воды всего на три метра, они могут развивать скорость до  600 км в час.  Войска противника  их не засекают, потому что они попадают в угол тени радаров. Военные экранопланы   универсальны: садятся на сушу, льдины и на море даже при пятибалльном шторме, взлетают на высоту 3000 метров. Не требуют  специальных  аэродромов.

Во времена СССР было построено пять разновидностей  экранопланов. “Орленок”, предназначенный  для десантирования войск, мог взять на борт батальон с двумя бронетранспортерами. В носовой части у него отверстия в форме ноздрей, через которые судно засасывает воздух. Сквозной напор воздуха создает сильное давление над поверхностью воды под брюхом судна.  “Лунь”, оснащенная  ракетами и восемью реактивными двигателями, была самой последней разработкой конструкторского бюро.  Этот неуловимый  монстр был спущен на воду в 1987 году,  пересек Каспийское море и  высадил десант на противоположном берегу, в Красноводске, в течение одного часа.

О производстве в Каспийске   экранопланов  мало  кто знал. Местные жители, видя несущиеся на бешеной скорости чудо-корабли,  думали, что это неопознанные летательные объекты.  Американцы были встревожены, когда  “Каспийского монстра” сняли со спутника. А фотографию напечатали в одной из газет.

Одним из участников  проекта  был   профессор  Муса  Абачараев.  Он   работал  по теме повышения долговечности  экранопланов.  По  его  словам,   на проект было потрачено  70 миллиардов   рублей. Однако  серийное производство и дальнейшие научные исследования были приостановлены после развала СССР.

Во  время  своего  визита  в  Дагестан  в нулевые годы президент  России  Владимир  Путин  побывал  на  бывшей  испытательной  базе  экранопланов.  Рассматривался вариант ремонта “Каспийского  монстра”  на  заводе  в  Нижнем  Новгороде,  чтоб принять  его на  вооружение.   Но, видимо, вопрос не был проработан. В  Нижнем  Новгороде строили гражданский, спасательный  вариант экраноплана класса “Орленок”, который мог переносить батальон спасателей с техникой. Но об этом проекте тоже ничего не известно.

Сегодня дело  советских конструкторов  продолжают американцы. Компания Boeing разработала проект   гигантского  транспортного экраноплана  Boing ULTRA.  Его размеры впечатляют: длина – 152 метра,  размах крыльев  106 метров; будет двигаться в шести метрах над поверхностью океана и сможет перевозить за один рейс до 1400 тонн груза  на расстояние 1600 километров. А над землей он будет летать на более привычной для самолетов высоте 6000 метров.

Муса Мусаев

Просмотров: 1 759

Оставьте первый комментарий на "Хизри Абакаров купил останки “Каспийского монстра”, которые могут стать зрелищем для туристов"

Оставить комментарий


*